Вестник цветовода
Меню
Реклама

Илья РАСКИН Апрельский цветок ломает снежок

5179e05677..jpg

В апреле земля преет. Апрель всех напоит. Март пивом, апрель водою славится. Ни в марте воды, ни в апреле травы. Апрель сипит да дует, бабе тепло сулит, а мужик глядит: что-то ещё будет. Апрель обманет: под май подведет; а месяц май – ай, ай, и тепел, да холоден». Среди примет месяца: «В апреле до обеда зима, после обеда – лето», «Если в апреле поверхность снега шершавая – к урожаю», «В апреле мокро – грибное лето, гроза – к тёплому лету и урожаю орехов».

Для православных главное в апреле, конечно, Пасха и Великий пост, который в этом году длится с 3 марта до 19 апреля.

Стоит сказать, что в старой, традиционной, крестьянской России Великий пост был очень важен. Воспринимался и исполнялся он со всей серьёзностью, нередко чрезмерной. Был обычай (особенно среди стариков) налагать на себя добавочные постные ограничения, сверх общепринятых. Многие крестьяне считали непростительным грехом пить в Пост чай с сахаром: чай и сам по себе напиток полугреховный, а с сахаром он считался безусловно скоромным, потому что при его приготовлении в старину применялось осветление раствором альбумина, извлекаемого из крови, и процеживание через костяной уголь. Вместо обыкновенного сахара использовали постный, изготовленный из картофельной патоки. Воду, и ту старались лишний раз не выпить. Детей, больных, немощных и стариков церковь освобождала от строгих правил питания во время поста.

Пост для православных предполагает воздержание во всём, в том числе и в пище. Во время Великого поста в понедельник, среду и пятницу разрешается холодная пища без масла, вторник, четверг – горячая без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье можно добавлять в пищу растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещенье и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу можно употреблять в пищу рыбную икру.

b9f9e75b7e.005.jpg

19 апреля. Пасха. Светлое Христово Воскресение. Окончание Великого поста.

На церковном языке Св. Пасха называется торжеством из торжеств, и название это соответствует народному воззрению. Загодя православный люд начинал готовиться к торжеству, особенно деятельно хлопотала и приготовлялась деревня, где живее чувствовалась связь со старинными обычаями, где крепче православная вера. В продолжение всей Страстной седмицы крестьяне не покладали рук, чтобы соскоблить, вымыть и вычистить обычную грязь трудовой обстановки, привести жилища в чистенький и, по возможности, нарядный вид.

В богатых домах жарили и варили живность, пекли куличи, украшая их мармеладом, леденцами и другими цветными конфетами. В бедных семьях эта роскошь была не по карману, здесь куличи, в виде обыкновенной булки, покупались у местных лавочников. Самым бедным приходили на помощь богатые родственники: нельзя было допустить «голодных разговин», да ещё в родственной семье.

После утрени, ровно в 12 часов, в церковной ограде палили из пушки или ружей, все присутствующие осеняли себя крестным знамением, и под звон колоколов раздавалось первое «Христос Воскресе». Начиналось христосованье: в алтаре христосуется причт, в церкви прихожане, затем причт начинает христосоваться с наиболее уважаемыми крестьянами и обменивается с ними яйцами. (Это особенно высоко ценилось крестьянами: они верили, что яйцо, полученное от священника, никогда не испортится и имеет чудесную силу).

Освятив куличи, каждый хозяин считал своим долгом, не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. Отвесив на родных могилках поклоны и поцеловав землю, он оставлял здесь кусок пасхи и кулича для родителей и только потом спешил домой христосоваться и разговляться с домочадцами.

Дома также совершались пасхальные моления. Кроме молебна в избе, многие крестьяне просили отслужить еще один молебен, уже на дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра. Для этой цели на дворе ставили столы, накрывали их скатертями, а поверх клали «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных.

После служб и молений в деревне начинался пасхальный разгул. Взрослые «гостевали» друг у друга, без меры пили водку, пели песни и с особенным удовольствием посещали колокольню, где и трезвонили с раннего утра до ночи.

Посещение колокольни было излюбленным пасхальным развлечением, так что в течение всей Светлой седмицы на колокольне толпились парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватались за верёвки и подымали такой трезвон, что батюшка то и дело посылал дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни. Другим специально пасхальным развлечением служило катание яиц. Игра простая: пасхальные яйца скатывались по специальному желобку, перед ним были разложены разные безделушки. Если яйцо попадало в какой-то предмет, то он считался выигрышем. Развлекались также качелями, игрой в орлянку, в карты.

50cf7ecc19..jpg

Повсеместно существовало убеждение, что всякий, кто умрёт в Светлую седмицу, беспрепятственно попадёт в рай: в Пасхальную неделю врата рая не закрываются вовсе и их никто не охраняет. Поэтому деревенские старики просили у Бога, чтобы он даровал им смерть именно в Пасхальную седмицу.

Считалось, что пасхальные яства, освящённые молитвою, имеют сверхъестественное значение и обладают силой помогать православным в трудные и важные минуты жизни. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно сберегались: часть из них зарывалась в землю на пашнях, с целью предохранить нивы от градобития, а часть хранилась дома. Во время летних гроз сбережённые объедки бросали в огонь, чтобы предотвратить удары грома.

Кстати: а знаете ли вы, откуда взялась гелиоцентрическая система Коперника (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот)? А началось всё с вычисления даты Пасхи. До Коперника церковь (католическая) использовала для определения своего календаря геоцентрическую (старинную, хоть и модернизированную) систему Птолемея (все вращается вокруг Земли), но эта система давала сбои и ошибки при вычислении дня Пасхи. А ведь это задача не только богословская, но и астрономически-математическая! А ошибки здесь недопустимы – за это не двойки ставили, а головы снимали! Николай Коперник, как авторитетный астроном, получил однажды заказ от католического руководства: установить безошибочные правила определения даты Пасхи. Коперник поначалу вовсе не решал проблему «как мир устроен», он решал задачу «как вычислить дату». В ходе решения задачи он догадался (хватило воображения!) «чисто условно» остановить Солнце и пустить по орбите Землю...

1 апреля – Международный день птиц

4 апреля – Василий Тёплый, Василий Капельник, Василий Солнечник. Множество «народных» прозвищ Василия связано с наступлением тёплых и солнечных дней. Уже вовсю стучит капель, и говорилось: «Задолбил зиму Василий Капельник».

А ещё 4 апреля – день св. Исидора, назначенного католической церковью покровителем Интернета.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник был днём полнейшего покоя и совершенной свободы: величайшим грехом считалась мельчайшая работа, даже отъезд в дорогу для заработков. «В Благовещеньев день – птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает».Считалось, какая погода будет на Благовещение, такой же ждать и на Светлое Христово Воскресение. В этот день выпускали птиц из клеток.

10 апреля – Илларион - выверни оглобли. Свое прозвище святой получил на Руси благодаря погоде, которая к его дню становилась совсем тёплой. Считалось, что даже если снег долежал до Иллариона, то теперь он точно начнёт таять, причём очень быстро. Значит, пора выворачивать оглобли из саней и убирать зимний транспорт на хранение. Также в этот день полагалось чистить пруды, которые уже освободились ото льда.

14 апреля – Марья - пустые щи. К этому времени у крестьян обычно заканчивались запасы квашеной капусты (важный фактор традиционного быта), поэтому апрельские щи именовались «пустыми». Отсюда поговорка: «захотел в апреле кислых щей», то есть размечтался.

16 апреля – Никита Водопол. Угощение водяного. Суеверные рыболовы готовили водяному знатный подарок – за три дня до Никитиного дня покупали у цыган, не торгуясь, самую худую лошадь и откармливали её хлебом и жмыхом. В последний вечер вымазывали её мёдом, в гриву вплетали ленты и – топили в реке. Самой худой приметой для рыболовов было, если водяной отказывался принимать подарок.

18 апреля – Федул Ветреник.«Пришёл Федул теплом подул». С этого дня то тепло, то холодно.

25 апреля – Василий Парийский. «На Василия и земля запарится, как

старуха в бане». На этот день, по уверениям охотников, медведь выходит из берлоги. Накануне, 24 апреля, начинает куковать кукушка.

30 апреля – Зосима пчельник (вывоз ульев на пасеки). Вальпургиева ночь (отмечалась на большей части Центральной и Северной Европы в ознаменование расцветающей весны).

И конечно,1 апреля – день смеха (день дурака). Насчёт происхождения праздника имеется несколько версий, самая влиятельная гласит, что изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего равноденствия и время Пасхи. Празднества по случаю весеннего Нового года всегда сопровождались шутками, шалостями и весёлыми проделками.

В Россию обычай первоапрельских шуток и обманов принесён немецкой театральной труппой, приглашённой сюда царём Петром I. Они впервые в 1703 году устроили в Москве первоапрельское представление: занавес открылся, а вместо спектакля зрители увидели надпись в стиле: «Первый апрель – никому не верь». Царь-батюшка брови нахмурил, но горожанам шутка пришлась по нраву. Дальше – больше, «процесс пошёл», и сегодня 1 апреля можно считать праздником хоть и не вполне русским, но уже вполне народным.

А как могло бы быть иначе? Ведь у нас, как-никак, главный народный герой – Иван-дурак. Как же без праздника дураков?




Вернутся в раздел Народный календарь