Вестник цветовода
Меню
Реклама

Галина ИНОВЕНКОВА Веранда, терраса, балкон (часть вторая)

7d932096a7.img_2690.jpg

Балконы, террасы, веранды стали со временем устойчивыми элементами в архитектуре усадебных и загородных домов. Они играли значительную роль в летней повседневной жизни обитателей помещичьих усадеб. После продолжительной зимы в городе, насидевшись в душных помещениях за двойными рамами, помещичьи семьи, начиная с мая, разъезжались по своим имениям. Наше российское «красное» лето короткое, и поэтому все старались как можно больше времени проводить на свежем деревенском воздухе. На террасах завтракали, обедали, пили чай по нескольку раз в день, наслаждались восхитительными видами, дружно по вечерам любовались закатами, играли в преферанс, занимались рукоделием и ещё многим другим, о чём речь пойдёт дальше.

Вид как ценность

75cb5b553c.__stranica_16.jpg

В объявлениях о продаже имений, помимо перечисления всевозможных хозяйственных и прочих достоинств, обязательно сообщалось о наличии балконов, террас, веранд, галерей и бельведеров, указывалось их количество и размеры. Приводились сведения о характере местности и красивых видах. Красота окружающей природы была нередко решающим фактором при покупке или строительстве усадьбы. В своих воспоминаниях М.А. Бекетова, тётка Александра Блока, писала: «Шахматово привлекло отца именно красотою дальних видов, прелестью места и окрестностей, а также уютностью вполне приспособленной для жизни усадьбы».

М.М.Осоргин рассказывал о помещице из Калужской губернии, во владениях которой был старый лес, красиво окаймлявший поля. Она никогда его не вырубала и не продавала, говорила, что «растила его не для купца, не для дров, а во славу Божию». Известно, что и Суворов берег свой лес, а для нужд имения покупал дрова на стороне.

4225cce635.__stranica_10.jpg

Усадебные дома строились с учётом раскрытия красивых видов, при этом старались «отвернуть» окна от хозяйственных построек. С балконов и галерей открывались виды на леса, поля и луга. Это вызывало восторг или, напротив, лирическое и философское настроение. Монотонность большого пространства оживляли холмы, мельницы, деревушки с церквями, дороги с проезжающими телегами и экипажами. Виды с бельведеров и башен иногда охватывали расстояние чуть не на 30 километров. Открывался панорамный вид на бескрайние просторы: вдали виднелись города, монастыри и сёла. Это дарило чувство свободы, полёта, парения над землёй. У башен и бельведеров было и утилитарное назначение: с высоты было видно, что творится в деревне, как идут полевые работы, где пожар, не едет ли гость, которого заждались. Башни часто приспосабливались под комнаты отдыха. Если рядом проходила дорога, то проезжающий экипаж можно было увидеть с балкона. Как только скучающая у окна Наталья Павловна из поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин» услышала звон колокольчика, она тут же побежала на балкон, откуда смотрела, куда повернет коляска. К ее радости коляска опрокинулась, и она заполучила гостя. В провинциальной глубинке гость – это источник новостей, его появление оживляет и разнообразит привычный и порой однообразный досуг помещичьей семьи.

Пётр Первый с юности любил водную стихию и корабли. Петергофский дворец и парк он построил на берегу моря. На балконе дворца Пётр сказал французскому послу: «У вас в Версале нет такого чудного вида, как здесь, где с одной стороны открывается море с Кронштадтом, а с другой виден Петербург».

b24a28ae4c.img_2689.jpg

Самыми красивыми считались виды на реку или озеро. Вода оживляет пейзаж, придаёт ему окончательную завершённость. Русские усадьбы как правило строились по высоким берегам рек или около озера, в парках копали пруды с островками. При водоёме была купальня и своя пристань с лодками. Одна хозяйка имения долго не разрешала ничего строить на противоположном берегу реки, чтобы не портить вид, которым она любовалась, прогуливаясь по галерее. С террасы другой помещицы открывался вид на забор, что она увидела, впервые приехав в усадьбу. Как только она узнала, что за забором река, она тут же приказала ограду снести, чтобы открылся вид на реку, по которой проплывали баржи и пароходы. Особенно ценились виды на храмы и монастыри, которые православному человеку дарили ощущение причастности к святым местам: «Когда по субботам вечером во время тихого заката вдруг раздавался мирный глубокозвучный гул колокола из Саввинского монастыря, даже дети, сидя на террасе, стихали, проникаясь этой гармонией звука с природой...» (Из воспоминаний Н.В. Поленовой).

В поместье «Прыски» в Калужской губернии, чтобы с балкона открывался вид на Оптину Пустынь, в кроне деревьев было вырублено «окно», которое ежегодно подновлялось. Когда гости усадьбы проходили по балкону, то неожиданно перед их изумлёнными взорами среди зелени деревьев во всём великолепии появлялся ослепительно белый ансамбль монастыря.

В 1843 году С.Т.Аксаков приобрел имение Абрамцево, что стало поводом написания стихотворения:

Вот, наконец, за все терпенье

Судьба вознаградила нас:

Мы, наконец, нашли именье

По вкусу нашему, как раз.

Прекрасно местоположенье:

Гора над быстрою рекой,

Заслонено от глаз селенье

Зеленой рощею густой.

Там есть и парк, и пропасть тени,

И всякой множество воды;

Там пруд не лужа по колени

И дом годиться хоть куды.

Террасы и веранды располагались по фасадам усадебных домов и гостевых флигелей. Количество и размеры террас определялись часто не архитектурным стилем, а численностью семьи и образом её жизни. Обычно помещичьи семьи были достаточно большими. Кроме членов семьи в доме часто жили одинокие и часто неимущие близкие и дальние родственники, которых в старину называли приживальщиками. По словам З.А. Шаховской, за обеденный стол в «узком» семейном кругу усаживалось 16–17 человек. Пользуясь традициями русского гостеприимства, в усадьбу на лето приезжали погостить многочисленные родственники и близкие знакомые – обычно по-старинному, всей семьей, и не на одну неделю.

Парковый фасад

Самая любимая обитателями усадеб большая открытая терраса располагалась на фасаде, обращённом в сад и в парк. В архитектурных справочниках этот фасад так и называют – садовым или парковым. На террасу выходили из столовой или гостиной. Дверь была стеклянной, чтобы из дома всегда был виден сад. Есть упоминание о террасе длинною в 25 метров и шириной в 8, что равнялось площади зала. На одной старинной фотографии на террасе за обеденным столом можно насчитать 25 человек, да ещё стоят два лакея. Среди обедающих своим облачением выделяется фигура священника. В те времена было принято по воскресеньям, на именины и в храмовые праздники приглашать в усадьбу на обед местного священника.

Террасы могли быть полукруглой формы (полу ротонды), закрытые или открытые, с шестью – восьмью колоннами. Большая терраса шла по всей ширине фасада с широкой лестницей посередине. В виде террас иногда оформляли пристани у рек и озер. Под террасами и верандами на клумбах предпочитали сажать душистые цветы – гелиотроп, левкои, душистый горошек, резеду или розы.

5a3b0ec473.1.jpg

В верандах часто использовалось ромбовидное остекление как из обычного, так и из цветного стекла. Цветные стекла разнообразили фасад игрой света. Находясь на веранде можно было не беспокоиться о любопытных взглядах, а внутреннее освещение, особенно на закате, придавало помещению необычный, таинственный вид. Через цветные окна веранды сад тоже выглядел необычным. Описание такой веранды есть в рассказе В.В.Набокова «Обида».

Во многих поместьях были оранжереи, поэтому красивое оформление террас не было проблемой. Как только устанавливалась тёплая погода, оранжерейные пальмы, померанцевые, лимонные и лавровые деревья, камелии, азалии и теплолюбивые цветы выносили на террасу. А летом столы украшали срезанными цветами. Садовникам в этом часто помогали опытные в составлении букетов хозяйки. Оформляли террасы и декоративными вазами, их ставили между колонн и на тумбы, которыми заканчивались перила лестницы. В домах дворцового уровня на террасе устанавливали мраморные статуи, на постаментах – мраморные вазоны, а у подножия лестниц – львов в натуральную величину. Эту символическую стражу ставили у входов во дворцы и храмы со времен Древнего Египта и Древней Греции во многих странах.

Крышей террасы часто служил балкон верхнего этажа, а от солнца защищали полотняные маркизы, белые или полосатые. Лестницы могли быть как посередине, так и по бокам, иногда их было две, с обеих сторон. Если терраса была на уровне второго этажа, то вверх вели 15 ступенек. Усадебные дома строились на высоком фундаменте – это была защита от грунтовых и талых вод, от сырости и зимних сугробов. В цокольном этаже размещался погреб, подвал, там же устраивали помещения для прислуги.

42236769e9.img_2691.jpg

Танцы в Ясной Поляне

По мере увеличения семейства помещичьи дома перестраивались, обрастали пристройками с разных сторон, в том числе верандами и террасами. В Ясной Поляне большой, как раньше говорили, «господский» дом был продан Л.Н. Толстым ещё до женитьбы. Поэтому пристройки в разное время делали к флигелю. В 1866 году была сделана пристройка из привезённой избы, в которой прежде размещался кабак. Внизу разместили кабинет и комнату для Л.Н.Толстого, а наверху – просторную террасу. В том же году на ней, по воспоминаниям Т.А. Кузьминской, справляли именины Софьи Андреевны: «Обеденный стол украшен цветами, и новая терраса залита солнцем... После обеда приехали кое-кто из офицеров и Стасюлевич, и затеялись танцы. Танцевали все, начиная с полковника Юноши, Льва Николаевича и Дьякова. Всё это происходило на террасе». В 1871 и в 1894 годах к флигелю сделали две фундаментальные пристройки, а в 1892 году была построена новая крытая большая терраса, которая существует и до сих пор. Балясины этой террасы сделаны в виде дощечек с прорезанными в них фигурками лошадок, мальчиков и петушков по эскизу художника Н.А. Философова.

Продолжение следует




Вернутся в раздел Сад в истории и искусстве