Вестник цветовода
Меню
Реклама

Альпийская диалектика

Эти заметки посвящены современному этапу развития альпийского садоводства, широко распространённому в Европе и Америке и переживающему в настоящее время очередной бум. Чтобы понять причины этого феномена, целесообразно вернуться к началу пути, пройти по нему, отметив главные вехи в его истории.

Скалка Милана Чепички, Прага


Исходной задачей, кстати, не такой простой, как может показаться, было освоение культуры горных растений в условиях равнин. Её решением стала идея создания искусственных, имитирующих природный ландшафт сооружений с использованием природного камня. Впервые она была воплощена в жизнь в английских садах без малого 250 лет назад! Поколениями садоводов-энтузиастов накоплен гигантский опыт по всем альпийским аспектам — агрономическим, инженерным, эстетическим. Прежде всего, в культуру введены тысячи видов альпийских растений со всех континентов Земли, и нет таких, с которыми искусные мастера не научились справляться. Первая и наиглавнейшая задача — найти агротехнические приёмы их успешного выращивания — практически решена. Столь же тщательно, до деталей разработаны и технические стороны работы с камнем во всём его многообразии. Разные геологические породы, формы и текстуры чётко дифференцированы по применению под конкретные ландшафтные цели. В числе важнейших решены и дизайнерские задачи, требующие, чтобы конструкция из камня не только была местом размещения коллекций редкостных экземпляров горной флоры, но и гармонично вписывалась в окружающее пространство, не нарушая своей искусственностью цельной картины сада.

Рождение нового жанра в декоративном садоводстве было ознаменовано экстравагантным экспериментом чеширского сквайра Джона Блэкберна, соорудившего первый приватный каменистый сад в 1767 году. Вскоре был создан и приобрёл широкую известность каменистый сад в сердце Лондона, в ботаническом саду Челси, для которого из Исландии доставили особый камень — источенную водой чёрную базальтовую лаву. Увлечение горной флорой в ту пору развивалось на фоне широко пробудившегося интереса к богатствам растительного мира в целом. Объектом внимания стал не только коммерческий потенциал растений, таких как чай или каучук, но и их декоративность, пригодность для выращивания в садах. У состоятельного «среднего класса» ботаника стала популярной наукой, а поиски редких растений в природе, так называемое «гербаризирование», — излюбленным времяпрепровождением. Как ни трудно это представить, но разразился туристический бум, и сотни любителей растений отправлялись на экскурсии в Альпы. Неизбежные неудачи с привозимыми ботаническими трофеями стали толчком к тому, что начался поиск способов содержания в культуре разнообразных, как их с той поры стали называть, «альпийцев». С этого и начался великий вклад Британии в мировое садоводство — практически воплощённая идея альпийского сада.

Появились журналы и книги, где отражался новый опыт и достижения благородных первопроходцев, покорённых миниатюрными диковинами из высокогорий. Уже в публикациях 1830-го и последующих годов можно встретить вполне зрелые, звучащие по-современному положения и рекомендации. Отмечалось, в частности, что камнеломки-порфирионы (Saxifraga, sect. Porphirion) следует выращивать между выложенных горизонтальными слоями каменных блоков. Было найдено и решение чисто английской проблемы — содержание растений в дождливые и бесснежные зимы. Альпийцев учились выращивать не только среди камней, но и в горшках с бедным каменистым субстратом и укрытыми от осадков застеклёнными рамами.

Альпийская теплица Гера ван дер Бёкена, Нидерланды

Интересно, что для некоторых наиболее изысканных и привередливых видов проломника (Androsace) из Альп ещё в 1870 году в книге Вильяма Робинсона «Альпийские цветы для английских садов» была дана рекомендация устраивать вертикальные щели меж камней. Только спустя век, согласно закону диалектики, гласящему, что развитие живой и неживой природы осуществляется по спирали, эта методика обрела вторую жизнь и была доведена до совершенства.

Скалка из филлита, Прага

Начало XX века ознаменовалось появлением целого ряда новых, ставших классическими, книг английских авторов, посвящённых сооружению альпийских садов, особенностям культуры их обитателей. Это было время Реджинальда Фаррера, остающегося для англичан и по сей день культовой личностью. Он не только осуществил серию ботанических экспедиций в труднодоступные высокогорья юго-восточных Гималаев, открыв для науки множество новых растений, но и разработал в своих капитальных трудах эстетические нормы и принципы использования камня в саду и технику создания моделей природного ландшафта. Именно ему принадлежат хлёсткие метафоры для убогих поделок с разложенными на земляной куче камнями: «миндальный пудинг», «кошмар пьяницы».

Довоенный период был отмечен дальнейшим «облагораживанием» и расширением ассортимента альпийцев и, соответственно, прогрессом в технике их выращивания в условиях неблагоприятного климата равнин. При этом произошло смещение акцента в сторону контейнерной культуры коллекционных растений в «альпийских теплицах», а успех их содержания стал первоочередной задачей. Камень в садовых работах использовали всё меньше, и пессимисты поговаривали, что его время прошло. Мнения разделились и даже сформировались два противоположных течения — «растениеводы» и «каменщики».

Миниальпинарий в контейнере

Лагерь классиков жанра не сдавался, и возникло такое свежее веяние, как использование отслуживших своё кормушек для скотины — каменных корыт. В этих монументальных контейнерах создавались композиции из камня и всевозможных растений по нормам и правилам, принятым в настоящих альпинариях. Их популярность со временем настолько выросла, что корыта стали антиквариатом, и энтузиасты разработали альтернативные искусственные смеси, из которых в домашних условиях получается неплохая имитация природного камня.

Каменистый сад из травертина, Нидерланды

Эпохальным событием стало внедрение особой геологической породы — известкового туфа (травертина), образующегося в отложениях термальных углекислых источников. Пористый, мягкий и сравнительно лёгкий камень расширил базовые способы выращивания растений. В отверстиях, высверленных в его крупных аморфных блоках, хорошо растёт даже высшая альпийская элита. Этот красивый ноздреватый камень с патиной на поверхности и по сей день остаётся исключительно популярным.

Jankea heldreichii на блоке травертина

Ещё одно альпийское изобретение, очень широко в послевоенные годы распространившееся по всей стране, — так называемые «поднятые цветники» (raised beds) для альпийских растений. Одним словом, с давних пор Англия стала главным источником всевозможных нововведений и движущей силой прогресса в альпийском садоводстве.

В стране основоположников этого оригинального направления садоводства 80 лет действует Общество альпийских садов (The Alpine Garden Society), крупнейшее в мире специализированное объединение, открытое, кстати, и для зарубежных любителей. Такое себе «большое общество для маленьких растений». Ежеквартально издаваемый бюллетень Общества наглядно иллюстрирует — там умеют прекрасно вырастить любые ботанические диковинки из самых экзотических горных уголков земли, будь то Анды, Новая Зеландия или Тибет. Столь же блестяще решена и вторая задача — в идеальном состоянии представить экспонаты на региональные клубные выставки, ставшие национальным «видом спорта» среди садоводов. Мудрено было бы плохо сфотографировать столь роскошные экземпляры-призёры! Действительно, журнал полон превосходных иллюстраций и, с точки зрения полиграфии, безукоризнен. И есть только одно-единственное «но», что сильно смущает сторонников традиционной школы — эти выставочные чудо-растения выращены в закрытом грунте и в горшках! Дело в том, что всю вторую половину прошлого века в Англии первенствовали сторонники «альпийцев без камней».

Явно доминирующая направленность англичан, этих старинных поклонников природных садов и горной природы, на содержание альпийцев в защищённом грунте вовсе не значит, что они совсем отказались от сложенных из камня горок. Более того, в последние годы произошли вполне реальные сдвиги в сторону возврата к старым добрым альпинариям. Нужно, правда, оговориться — на этот раз очередной виток популярности каменистых горок был обеспечен из-за рубежа. В данном случае у законодателей мод пальму первенства перехватили весьма искушённые в альпийском деле чехи, столь же страстные садоводы, тонкие и вдумчивые любители дикой горной природы, традиционно содержащие альпийцев не в горшках, а под открытым небом. В прошлом десятилетии они пустили в альпийские круги «чешский» метод сооружения альпийских горок нового типа с говорящим названием «щелистые», «трещиноватые» или «слоистые». В английской версии они вошли в лексикон как «crevice garden» (в переводе «сад в расщелине, щели»). Этот термин означает такой тип горки, поверхность которой наряду с выпуклостями и впадинами образована торцами близко поставленных, почти параллельных плоских камней, а растения высажены в образовавшиеся узкие, слегка наклонные щели.

Фрагмент скалки из известняка

За счёт чего так быстро завоевали столь широкую популярность «чешские» горки (назовём их чешским словом «скалки»)? Специфическая конструкция слоёв с множеством косых расщелин несложна в строительстве. При этом она выглядит как природное скальное обнажение и хорошо воспринимается зрительно. И, самое главное, ради чего всё задумано: даже привередливые виды прекрасно растут. Здесь есть всё, что нужно горным растениям: идеальные условия для роста корневой системы, оптимальные тепловой и влажностный режимы, умеренно влажный и прохладный грунт. За счёт минимизированного испарения проблема полива не стоит с прежней остротой. В придачу здесь неблагоприятная среда для сорняков.

Известняковая скалка

Теперь, когда чешская техника нашла признание в Старом и Новом Свете, практикующие теоретики говорят, что ничего особого не придумали, а просто учились у природы, черпая вдохновение в образцах сотворённых ею скальных выходов, особенно выразительных в естественных стратах известняка.

Каменистый сад из гранита

Сам факт создания современной школы чешских скалок был воспринят в мировом альпийском братстве с большим энтузиазмом. Англичане среагировали на это первыми. На территории сада при штаб-квартире Общества под руководством приглашённого живого классика Зденека Зволанека недавно была выстроена новомодная горка, которая наглядно показывает свои лучшие стороны. Успех был очевиден, а общественный интерес столь велик, что Общество вскоре опубликовало отдельной книжкой написанное им руководство по этой, ставшей актуальной, теме.

О технологии создания «чешских горок» и «альпийцах», наиболее пригодных для высаживания в эти альпинарии, – в статье «Альпийская диалектика-2: что такое «чешские скалки».

Фото автора.

Автор: Тарасов Евгений




Вернутся в раздел Альпинарий