Вестник цветовода
Меню
Реклама

Альпийская диалектика-2: что такое «чешские скалки»

Накопившиеся за 250 лет направления, стили и методы техники альпинария развиваясь и совершенствуясь, привели, в конце концов, к ранее немыслимым, превзошедшим все ожидания результатам. В наше время ведущие мастера, в особенности в Англии и Шотландии, наилучшим образом освоили горшечную культуру самых взыскательных диковин из высокогорий всей планеты и научились выращивать в «альпийских теплицах» фантастические экземпляры тех видов, которые прежде «в неволе» вообще не жили. Но эти достижения не грели душу фанатам содержания альпийцев в открытом грунте. Очередной виток спирали, пришедшийся на конец прошлого века, обогатил мировую практику свежим подходом к созданию природных альпинариев. Авторами новой, совершенно оригинальной манеры стали садоводы из Чешской Республики, а сооружаемые ими фирменные «скалки» завоевали всеобщее и полное признание.

В самом деле, чешские «слоистые», или «щелевые» горки — не частное усовершенствование общепринятой техники, а новый, по-настоящему революционный переход к альпинарию XXI века, высоко функциональному и эстетически ценному. В чём же их специфика и отличие от прежних конструкций из камня, почему они оказались так хороши для горных растений? И главное, почему они покорили любителей альпийского садоводства в Европе и Америке?

Чехи строят скалку в ботаническом саду Тромсо в Норвегии

Прежде всего, коснёмся внешнего вида настоящей «чешской скалки». Как бы ни различались образцы нового стиля по индивидуальной манере автора, по используемой горной породе, по масштабам творения, — они всегда узнаваемы. Особенностей целый ряд, и первая — используемый камень. Камень требуется соответствующей формы, с почти параллельными плоскостями в виде кусков разной толщины и величины: от мощных плит до «досок» и даже тонких пластин. Геологическая природа камня такой формы довольно разнообразна и типична как для осадочных, так и для метаморфических горных пород: известняк, доломит, песчаник, филлит, сланец.

Вертикальная кладка

Ещё важнее кладка камня. Выполняется она особенным образом: плиты ставят на ребро, близко и параллельно одна к другой. В результате создаются вертикальные, слегка наклонённые (5—10о) щели между ними. Подчеркнём, что угол наклона слоёв (страт) должен быть одинаковым по всей горке. Кроме того, что страты взаимно параллельны, они ещё и довольно узки, от нескольких миллиметров (!) до двух с половиной сантиметров. Каждый слой, к тому же, имеет по всей своей длине примерно одинаковую ширину. Попутно следует сказать, что существует и техника горизонтального слоения, визуально столь же привлекательная, но эксперты считают её не столь функциональной.

Чехи строят скалку в ботаническом саду Тромсо в Норвегии

Следующая важная деталь, которая подчёркивает эффект естественного природного скального обнажения, — отсутствие даже малейшего открытого участка, где была бы видна земля меж камнями. Задача воздвигнуть пусть и небольшой, но выглядящий единым и цельным каменный выход, как в реальной горной природе, решается с помощью осколков и крошки той же породы, что пошла на кладку. Мелкие обломки выкладываются вдоль щелей, а затем все просыпается разнокалиберной крошкой.

Колокольчик ложечнецелистный в естественной трещине

Общий эффект усиливают и главные герои такой горки, ради которых, собственно, и ворочают тонны камней и земли — альпийские растения. Незаурядному сооружению и растения под стать: мелкие, плотные, выразительные, медленно растущие, но рано зацветающие, эффектные и яркие в пору цветения, но красивые даже без цветов. Требования к «населению» новомодной горки достаточно ограниченные, но это не повод расстраиваться. Ассортимент травянистых многолетников, основных персонажей сцены, исключительно богат и разнообразен, а число видов, отвечающих высоким критериям, исчисляется несколькими тысячами. Среди прочего всенепременно присутствуют и миниатюрные сорта древесных, пока мало знакомые большинству из нас, по привычке предпочитающих быстрый рост, ощутимые габариты и «пышность».

Колокольчик Шамиссо

Подчеркну сразу, что понятие «миниатюрность» означает не просто медленный рост, а имеет вполне конкретные измерения: годовой прирост — всего пара, может чуть больше, сантиметров в год! Для кого-то, возможно, станет откровением, но только елей, пихт, сосен, тсуг и иных хвойных с такими параметрами — не одна сотня. Столь же весомо дополняют общую картину и цветущие супер-карликовые дафны, ивы, разнообразные эрикоидные.

Эдрайант низкий

Сумма этих компонентов и легла в основу успеха чешских новаторов альпийского садового дела. Нетривиальный камень, неординарный дизайн и, самое важное, чего они добились благодаря этому, — благоденствующие под открытым небом благороднейшие растения. Выбранный чешскими мастерами путь, когда наставником стала сама мать-природа, оказался единственно верным. Как они сами объясняют, способ каменной кладки с множеством узких щелей пришел не как озарение, они шли к нему постепенно, постоянно совершенствуя методику последние 30—35 лет.

Альпийский «овраг» в ботаническом саду г. Брно

Прообразом будущих конструкций стали известняковые скальные выходы, нередкие даже в городской черте столичной Праги. Пытливый глаз ищущих людей рассмотрел не только особенности стратификации осадочных пород и жизни локальной растительности, но и приглядел натурные фрагменты, подходящие для воспроизведения в саду. Опыт показал, что, действуя таким образом и ничего не «изобретая», можно не только избежать фантазийных пародий на природу, но и симулировать естественные условия жизни растений в скальных трещинах.

Камнеломка-порфирион ‘Tycho Brahe’

Именно эта тонкая деталь экологии горной флоры и стала ключевым моментом в работе с камнем и растением, в разработке инновационной техники щелевых горок. Самые взыскательные в культуре, а порой и самые красивые из альпийцев в природе живут на скалах, зацепившись в узких, иногда тончайших зазорах между каменных плит. Для того чтобы приспособиться к столь специфическим условиям, растения обзавелись специально устроенной, очень сильно развитой корневой системой.

Камнеломка ‘Tycho Brahe’

Глубоко проникая в крайне ограниченное пространство, корни находят там и жизненно необходимую им прохладу, и конденсируемую влагу, и минимум питательных веществ, соответствующий их весьма скромным потребностям. Рукотворная модель таких узких расщелин оказалась работоспособной, пошла в жизнь.

Минуарция звёзчатая

Дифирамбы «чешским скалкам» и их идеологам — не пересказ зарубежной статьи. В течение уже 11 лет я даже, отчасти, соучаствую в процессе их познания и признания. Мне выпал «счастливый билет», когда в мае 1998-го, будучи в Праге, загадочный случай привёл меня к старинным воротам сада при костёле Святого Яна на Скалце. Там проходила традиционная выставка альпийских растений, которую устраивает Пражский клуб. Там-то и произошло первое знакомство с оригинальными каменными сооружениями, ставшими для меня эталоном альпинария.

Сад Йозефа Хольцбехера, Брно

Вскоре Клуб стал мне родным, его ежеквартальный бюллетень — любимым чтением, а некоторые из его самых «активных штыков» — Йозеф Гольцбехер, Войта Голубец, Ота Власак, Зденек Зволанек — моими первыми наставниками. Они и по сей день мои добрые камарады, то есть друзья. Настоящим откровением и потрясением стали их личные сады, упорядочившие хаос от легкомысленной беллетристики на альпийскую тему в моей голове. В последующие годы довелось не только побывать в частных садах многих других чешских коллег, но и с неизменным удовольствием писать или рассказывать о них. Более того, удалось показать моим российским товарищам многие их творения и даже провести по ним несколько туристических групп. Было отрадно воочию разделить общий восторг от чешских шедевров и с иностранными экспертами, когда вместе с англичанами-австрийцами-датчанами, собравшимися в Чехии на международный симпозиум по камнеломкам, мы целый день ездили из сада в сад, где одна скалка была краше другой.

Сад Оты Власака, Чехия

Резонанс, не заставивший себя ждать, был не просто позитивным. По поступившим приглашениям из-за океана ведущие чешские специалисты стали выезжать с лекциями и консультациями. Начался «экспорт» и самих скалок за рубеж. Не удивляйтесь, если, оказавшись в ботанических садах Монреаля в Канаде или Тромсо в Норвегии, увидите неординарный альпинарий. Знайте, это работа мастеров, приглашённых из Чехии. Скалки появились и в частных альпийских садах в Западной Европе и США.

Сад Войтеха Голубца, Прага

В Праге в мае 2007 года впервые в истории альпийского садоводства прошла «Первая чешская конференция по каменистым садам», собравшая более сотни участников из Европы и Америки. Бесспорно, это почти эпохальное событие стало знаком высшего признания чешской альпийской школы.

Выставка в Праге

Нельзя не отметить еще одну важную компоненту современного альпийского садоводства. Даже самая замечательно выстроенная горка останется неполноценной, если на ней не будут изобиловать самые маленькие, но самые восхитительные растения высокогорий, те от которых замирает сердце законченных «маньяков-альпинаристов», воспетых Карелом Чапеком в «Годе садовода» ещё в двадцатые годы прошлого столетия. Новейшие, впервые вводимые в культуру виды флоры высокогорий появляются в садах каждый год, и свой заметный вклад в этот процесс вносят передовые чешские энтузиасты. Их самодеятельные экспедиции по сбору семян редкостных альпийцев в самые далёкие и дикие горы, на свой страх и риск, бесспорно, служат образцом подвижничества в цивилизованном садоводстве.

Выставка в Праге

Заметки о современном витке развития альпийского садоводства будут однобокими, если не коснуться положения дел в Отечестве. Времена меняются, меняются и альпинарии, но на нашей земле это происходит слишком медленно. Понятия «альпийская горка» и «рокарий « уже стали привычными в русском садовом лексиконе, но, увы, в садоводческих кругах представления о том что за этим стоит, базируются не на мировом опыте, а на интуиции и вольном толковании терминов. И, что всего досаднее, на довольно слабых, если не ужасных, практических работах. Русские «альпийские горки» числятся в перечне услуг почти всех ландшафтных фирм, но про «наш стиль», игнорирующий нормы и правила столетней давности, лучше грустно промолчать на фоне успехов наших зарубежных коллег…

Фото автора.

См. также Альпийская диалектика в разделе Альпинарий


Автор: Тарасов Евгений




Вернутся в раздел Альпинарий